МКОУ "Тургеневская СОШ"
РФ, Тульская область, Чернский район, село Тургенево
  • О школе

    ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

          Первая школа зародилась в селе Тургенево в 1875 году. Организатором ее был Иван Антонович Кузнецов, перенявший грамоту у помещичьего коновала. Желая выучить грамоте своих сыновей, он подговорил крестьян открыть школу на свои средства. У Ивана Антоновича была большая глинобитная хата, в которой он разрешил проводить занятия. Набралось учиться 20 мальчиков от 10 до 17 лет. Учителю Ефиму Кондратьевичу Осипову  установили жалованье  по  2 руб. с ученика в год. Ефим Кондратьевич был очень строг, любил дисциплину и не гнушался пускать в ход розги, как первые, по его мнению, и надежные средства вразумления. В 1876 году школа из дома И.А.Кузнецова была переведена в волостное здание, где и находилась до постройки нового здания. Учителем в этой школе был бывший волостной писарь Василий Квинтилианович  (фамилия неизвестна).

    К концу ХIХ века в русской деревне стали возникать церковноприходские школы. Инициатором создания такой школы в селе Тургенево явился местный священник И.В.Казанский. Ему удалось убедить богатого купца Чадаева построить  здесь специальное здание. И вот в 1883 году на правом берегу  крохотного ручейка Азаровка появилось новая школа. Тогдашний владелец тургеневского имения помещик А.А.Лаурец откликнулся на призыв Казанского выделить деньги на строительство в родном селе второклассной школы,  которая должна  была стать «кузницей кадров» учителей для школы грамоты и церковноприходских школ Чернского уезда и всей Тульской губернии. В 1898 году в Тургенево была открыта второклассная школа.  Рядом с ней был построен еще дом, в котором организовали интернат для 50 учащихся, столовую и кухню и квартиру для учителей. Заведующим второклассной школой был ее главный организатор И.В.Казанский, попечителем – А.А.Лаурец. Учительский коллектив состоял главным образом из лиц, окончивших духовную семинарию. В свидетельствах выпускников школы  отмечались их успехи по следующим дисциплинам: Закон Божий, церковная история общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география и физика, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, практические сведения по гигиене, чистописание.

    В 1904 году здание второклассной школы  сгорело. Поджег его ученик Жуков, не хотевший учиться. После этого занятия проводились в барских постройках, где раньше были контора и службы, и в церковной сторожке. С сентября 1911 года второклассная школа была переведена в Большое Скуратово, а в Тургенево осталась только церковноприходская школа, которая сначала размещалась в кирпичном флигеле помещика, потом в частном доме крестьянина Печникова. Через два года, получив согласие духовного и земского начальства на строительство  новой школы, крестьяне  привезли необходимое количество кирпича со ст. Бастыево, накопали и подвезли к месту стройки камень для фундамента. К осени 1914 года было отстроено типовое здание двухкомплектной церковноприходской школы.      

    Октябрьская революция внесла большие изменения в жизнь Тургеневской школы. Выросло число учеников. И встал вопрос о расширении школьного здания, т.к. Красная школа (так называли школу, сложенную из красного кирпича) не вмещала всех учащихся. Возбудили вопрос о передаче в распоряжение школы всех бывших построек помещика. Ходатайство удовлетворили, и школа получила зимний флигель (бывшая бумажная фабрика)  и другой флигель (бывший домик дворовых). Этот дом – зимний флигель – стал  называться Белой школой.  Но к 1930 году , когда в стране было введено всеобщее начальное образование, и в этих зданиях стало тесно, т.к. в школе обучалось уже 176 человек. И с 1932 года на месте сгоревшего барского дома началось строительство, в котором принимали участие и жители села.  На возведение школы было израсходовано 127 тыс. рублей: 52 тыс. из госбюджета, 40 тыс. рублей из спецсредств школы и 35 тыс. рублей поступило от колхозов и колхозников. 9 ноября 1934 года , в 116-ю годовщину со дня рождения И.С.Тургенева, состоялось торжественное открытие нового здания  Тургеневской неполной средней школы. В 1936/37 учебном году  в школе уже было 13 классов: 4 -  начальных, 3 -  пятых, 2 -  шестых, 2 -  седьмых и 2 – восьмых. В них училось 448 детей. Школа стала центром культурной жизни. В феврале 1938 года на президиуме Чернского райисполкома был обсужден и принят ряд мер по дальнейшему развитию школы и села. Но осуществить их не удалось: в июне 1941 года началась Великая Отечественная война.

     Многие учителя  и ученики  ушли на фронт.

    (По книге[1] А.Ф.Полякова, первого директора школы  и краеведа).

     Страницы Великой Отечественной войны.

    Тургеневскую школу заняли  госпитали. Вот справка из архива о номерах госпиталей, располагавшихся в здании школы в период с 1942 по 1943 годы.

       Военно-медицинский музей                                   Министерства обороны СССР                                 АР Х И В
    Военно-медицинских 
    Документов    

    I  ОТДЕЛ    
    191180, Ленинград, Лазаретный пер., 2
    19 марта 1985 г. № 72183
    На  № ______________________

                

    Директору Тургеневской
    средней школы
    301087 п/о Бежин Луг,

    Тульская обл.,
    Чернский р-н,
    с.Тургенево

     

    В 1941-1943 гг. в селе Красное Тургенево Тульской области  дислоцировались госпитали и МСБ:

    86 ХППГ     с 28.02.43г.  по 20.05.43г.
    1013 ЭГ       с 01.08.43г.  по 15.08.43г.
    1157 ППГ    с 30.01.42г.  по 13.05.42г.
     315 МСБ (287сд.)

    В селе Тургенево Тульской области:

    196 ХППГ   с 20.02 43г.  по 28.02.43г.
    214 ХППГ   с 12.04.42г.  по 05.05.42г.
                         с 10.02.43г.  по 19.02.43г.

    680 ППГ     с 11.03.42г.  по 12.04.42г.
     126 ЭП   (УГИЭП  с ЭП)  на 01.02.42г.

     

    Начальник 2 Отдела Архива:  ( Подпись)  Балакин

               Многие девушки и женщины работали санитарками в госпиталях. Трудная это была работа, тяжело об этом вспоминать, но и забыть те страшные, пропитанные запахом крови дни невозможно.

           «Во время войны мы жили в своем доме в д.Тургенево. Когда наши войска гнали немцев от Москвы, фашисты оставили и нашу деревню. Но, отходя, они подожгли ее с обоих концов. Наш дом стоял в середине, и на нем сошлись команды поджигателей. Крыша загорелась, и мы стали стаскивать с нее солому. Один из немцев выстрелил, пуля попала мне в ногу ( след от раны остался), и я упала в снег. Я услышала, как кричит моя мама, и увидела, как один немец поджигает сарай, где стояла наша корова. Мне было не столько больно, сколько  жалко ее. Но немец помог мне подняться и, приставив пальцы ко лбу (так он изобразил животное), показал в сторону леса. Я увидела свою корову. Значит, этот немец пожалел нас, оставил ее живой.

       Когда село освободили, фронт передвинулся вперед, в сторону Мценска. И вскоре оттуда стали поступать раненые. Их было так много ,что они не могли разместиться в здании школы, где расположился госпиталь (номер его я не помню), и жителей попросили взять их к себе домой. Я ходила на работу в госпиталь вместе с моими подругами-ровесницами. Помогали переносить раненых, перевязывать их, выносили трупы. Их было очень много. За ночь ими накладывали доверху школьную веранду (там, где теперь вход в школу), и нам приходилось относить их в могилы. В склеп около церкви я сама относила умерших .Поэтому не может быть никакого сомнения в том, что поднятые из склепа останки – это останки наших бойцов. Да вся наша земля пропитана кровью солдат. Кроме склепа, в саду была еще одна большая братская могила, но прямо по ней (перезахоронив ли всех бойцов?) провели дорогу.

        Однажды меня попросили помочь на операции. Молодому парню ампутировали руку. Я думала, что не выдержу, когда зачищали кожу, поднимали сухожилия, отпиливали кисть. Но потом мне пришлось еще и выносить таз с кровью и эту часть руки. Все просто выплескивали на землю за школой. На следующий день я все-таки засыпала землей эту кисть. Так что, действительно, в каждом сантиметре нашей земли горе и кровь  солдат».

    ( Из воспоминаний Севостьяновой Е.И, бывшей санитарки военного госпиталя).
     

    Война оставила страшный след на тургеневской земле - 5 братских могил в школьном саду. Более 1000 солдат и офицеров похоронены в них. Красные следопыты многие годы вели поисковую работу, стараясь установить фамилии захороненных, найти их родственников. 343 фамилии  были установлены. И со всего тогда еще  Советского Союза в День Победы съезжались на нашу землю родные и близкие погибших. Поисковая работа, уход за братскими могилами  стали святой обязанностью наших учащихся.

    Копия.       

           ВЫПИСКА

      из протокола комсомольского собрания Тургеневской средней школы  от 26 декабря 1983 года.

    Постановили:

    Круглякова Алексея Ивановича, 1924 года рождения, члена ВЛКСМ с 1938 года, погибшего в боях за Родину, поставить на учет в комсомольской организации Тургеневской средней школы НАВЕЧНО.

     Секретарь комсомольской организации: __________(Новикова Татьяна)
    Председатель собрания:                    ____________( Амелина Валентина)

     

            Вслед за старшими товарищами нынешние школьники, членыдетской организации «Наследники», продолжают ухаживать за братскими могилами, продолжают поисковую работу. Собранные учащимися воспоминания бывших работников госпиталей, располагавшихся в здании школы в годы Великой Отечественной войны, позволили документально подтвердить, что останки, перезахороненные из старинного склепа в могилу в тургеневском парке, являются останками павших в боях советских воинов. На нашей политой кровью земле появилась еще одна братская могила.

        Важным направлением в работе мы считаем развитие детского творчества. Конкурсы чтецов, инсценирование песен, конкурсы рисунков, концерты художественной самодеятельности  всегда были важным делом в школьной жизни. Особенно запомнились выступления участников драматического кружка в 1994 - 1998 годах. Инсценированные баллады, сцены из пьесы «Свои люди – сочтемся», водевиль «Медведь», сказки «Оловянные кольца», «Горя бояться – счастья не видать», «Азбука вежливости» запомнились нашим зрителям. Трижды участники кружка становились победителями районного конкурса школьных театральных коллективов. И теперь коллектив учителей и учащихся школы живет активной  жизнью. В последние годы  повысился интерес учащихся к родному краю. В  клубе «Родники» ребята изучают литературное прошлое села, проводят Тургеневские чтения, а в клубе «Истоки» - собирают материалы  по истории нашей малой родины.


    [1] А.Ф.Поляков. Тургеневская средняя школа. Тульское книжное издательство, 1959 год.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития МКОУ «Тургеневская СОШ» (далее – Программа) представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания и развития обучающихся, а также организацию кадрового обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований, планируемые конечные результаты и критерии их оценки. Программа является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период с 2018 года до 2023 года в соответствии с современной государственной образовательной политикой и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы. В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Программа является инструментом управления, развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества. Программа ориентирована на повышение качества образования, обновление его содержания и структуры на основе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, сложившихся в школе позитивных традиций и современных педагогических технологий, направленных на формирование социально-активной, физически и духовно здоровой, а также творческой личности обучающихся, обладающей рядом компетентностей.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике