МКОУ "Тургеневская СОШ"
РФ, Тульская область, Чернский район, село Тургенево
  • Методический бюллетень "Поиск"

    Уважаемые коллеги!

      Информационно-методический бюллетень в электронном  формате создан с целью оказания методической помощи в совершенствовании педагогического мастерства и подготовке к учебным занятиям  в рамках реализации НОО и ООО  по обновлённым ФГОС. Кроме теоретических аспектов, необходимых при разговоре о методике преподавания предмета, Вашему вниманию будут предложены разнообразные  практические рекомендации.

    Успехов всем нам и новых идей !

       

             №11

    от 10.02.2025 г.

    «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает единство образовательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их усвоения». 

                         Цитата из ФГОС ООО
                  (приказ Министерства просвещения  РФ от 31.05.2021 г. №287)

           

    Вести ШМО

    Материалы подготовила Ермакова Г.В.,
                                                                          руководитель ШМО,  учитель 

    русского языка и литературы, 

     Тема выпуска: 

     ФГОС. Единые  требования к устной и письменной речи обуучащихся 

                     

    Тема выпуска:

       Школьный театр как эффективная

    модель воспитания и образования

    Опытом использования элементов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности делится учитель английского языка  МКОУ "Тургеневская СОШ" Иванова О.А.

    С 2021 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» создаются школьные театры для раскрытия творческого потенциала школьников. Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций разных народов, развитие познавательных интересов, развитие навыков самообучения, самодисциплины, развитие навыков межличностного общения.            

    Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что школьные театры пользуются большой популярностью у ребят разных возрастов и их число постоянно растет.
    В настоящее время в реестр Минпросвещения России включено более 30 тысяч таких театров.


    «Школьные театры – уникальный ресурс. Он помогает молодым людям самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в его содержание во время его постановки на сцене.           Очень важно, что появление театров в школах – это не административное решение, а инициатива самих ребят. Этот проект активно развивается. И уже к 2024 году такие театры будут открыты в каждой образовательной организации», – подчеркнул глава Минпросвещения России.

          Ещё один немаловажный плюс школьного театра - это освобождение от эмоций, которые накапливаются у детей, ведь порой они сдерживают свои переживания внутри себя. Эти переживания, не находя выхода, давят на психику и могут спровоцировать проблемы со здоровьем. Участие в театральных постановках помогает преодолевать комплексы, ребята становятся раскрепощенными, легче раскрывают свои творческие способности, и не опасаются, что кто-то над ними будет смеяться, они учатся держаться на сцене и без страха выступать перед большой аудиторией. Учащиеся не только взаимодействуют друг с другом и учителем, но и погружаются в мир литературы, театра, художественный мир, получая знания и совершенствуя навыки в творческой деятельности. Само публичное выступление (исполнение роли) воспитывает личность, обязывает к выполнению определенных действий, заданных темой и жанром драматизации урока или занятия, диктует манеру поведения, приучает к ответственности, дисциплинирует и укрепляет волю, формирует чувство коллективизма. Задача руководителя не стремиться сделать из них актёров, а научить их жить в сообществе, дружить, быть ответственными. Но если дети полюбят театр, то они и в дальнейшем смогут развиваться в этом направлении, и помогут другим раскрыть свои таланты. Хочется также отметить, что произведения, которые используются для постановок оказывают большое воспитательное воздействие, учат патриотизму, высокой нравственности, любви к Отчизне, своему дому, родителям. Наиболее удачные исполнения детьми заданных ролей могут содействовать их дальнейшим занятиям в театральных, художественных или литературных студиях, творческих мастерских. Так, пример, выпускница нашей школы решила связать свою судьбу с миром театра и выбрала профессию режиссера театрализованных представлений и праздников, которую она получала в Орловском институте культуры. На представления студентов-актеров мы неоднократно выезжали с нашими детьми.

                            

    Школьный театр не преследует цели профессиональной подготовки актеров и режиссеров, ее главные цели:

    1. Привлечение внимания школьной и родительской общественности к воспитанию творческой личности ребенка средствами театральной педагогики;
    2. Формирование у детей художественного вкуса и компетентности в сфере культурно - досуговой деятельности;
    3. Раскрытие индивидуальных способностей детей, в том числе эмоционально-образного восприятия окружающего мира.

         Театральной деятельности как одной из форм развития творчества детей в школе всегда уделялось большое внимание. Сначала это были постановки фрагментов пьес (например, "Свои люди – сочтемся" 1996 г, сказок «Горя бояться – счастья не видать», «Два клена» и другие), небольших сцен на школьных праздниках (современная интерпретация фрагмента Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»), театрализованных представлений для учащихся и гостей школы в Новый год и Рождество.

                     Когда в нашей школе была организована исследовательская работа, то педагоги совместно с учащимися задумались, как сделать презентацию результатов более яркой и интересной для зрителей. Появились вкрапления театрализованных постановок в представления исследовательских работ в ходе школьных Тургеневских чтений «Два капитана. Алексей Иванович Скуратов и Иван Михайлович Сухотин», сцена «В адмиралтействе», представлял эту работу в 2003 г. ученик 9 класса, инсценировка к докладу «С.Н. Тургенев и его сыновья», представляли эту работу ученики 10 класса в 2001 г.), позже появились театрализованные представления произведений И.С. Тургенева и его биографии (»Вешние вода», «Памяти Ю.П. Вревской»), Кроме научного общества учащихся у нас с 2014 г. работает литературное кафе, посетители которого становятся не только зрителями литературного действа, но и его непосредственными участниками (по мотивам сказок А.С. Пушкина и по произведениям поэтов Серебряного века), особый отклик у зрителей вызывает ставшая уже традиционной литературно-музыкальная композиция «Минута молчания», которая проводится ежегодно накануне праздника Победы 9 мая.

        Потом появились куклы. Первые куклы были с резиновыми головами и руками, красивые, яркие, но работать с ними было неудобно: они по размерам подходили только на руку младших школьников. Настоящая работа началась, когда в в 2015 году в село приехала Антонина Арсентьевна Смирнова, долгие годы работавшая руководителем театра кукол Щекинского ДДТ. С ней ребята научились делать кукол из папье-маше, она познакомила Ермакову А.А. с основами руководства кукольным театром, с особенностями оформления ширмы, расположения декораций на ней и многому другому. Новые куклы передавали характер героев, а внешне становились немного похожими на тех, кто их изготовил (фото Слоненка).Кроме того, ребенок, который принимал участие в создании куклы никогда не допускал небрежного отношения к ней, что было отмечено членами жюри на одном из областных конкурсов.

    Работа по изготовлению кукол достаточно трудоемкая, не каждому школьнику она нравится. Как и работа за ширмой. Зрителям кажется, что действие проходит легко и весело, а на самом деле у ребят затекает, устает находиться в поднятом положении рука. Каждая репетиция поэтому начинается с физических упражнений. Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать постоянно, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы.

    После физической гимнастики идет работа над ролями. Это тоже кропотливый и непростой труд. Дети быстро устают, когда идет подготовительный период работы над спектаклем, а без игры голосом, без изображения характеров кукольных героев невозможно приступить к репетициям за ширмой. Кроме того, проводится большая работа по развитию навыка выразительного чтения,

    работа с дикцией . Все это требует серьезных усилий, на которые не каждый ребенок пойдет. Поэтому иногда случается так, что школьник отказывается выступать прямо перед постановкой. Но большинство относятся к театральной деятельности ответственно. Иногда актеры выбирают для выступления только одну куклу и работают, например, только с Лисой или Обезьянкой, стараясь не повторяться в манерах исполнения в разных сказках. Так у нас есть постоянный исполнитель роли куклы Петрушки, по имени которой назван наш театр.

    Ставятся в театре, прежде всего, сказки. За несколько лет работы были поставлены такие сказки, как "Вершки и корешки", "Морозко", "Маша и Медведь", "Как котенок маму искал", "Привет Мартышке",  "Про Иванушку- дурачка" , "Рождественская сказка", "Теремок", "Светофор", "Как звери Весну искали" и некоторые другие.

    Декорации для спектаклей готовят сами ребята, предварительно обсудив их с руководителем.

    У нас есть опыт и смещенных постановок, когда на сцене играют сказочных персонажей дети и одновременно за ширмой появляются куклы. Так был поставлен спектакль "Волшебник Изумрудного города" по сказке А.Волкова и "Светофор" по произведениям С.Маршака.

    Большую роль в профессиональном росте детей-актеров играет конкурс "Весь мир-театр", его муниципальный и региональный этапы, В ходе этих конкурсов ребята учатся самостоятельности, ответственности, понимания важности каждого элемента постановки. И, конечно же, очень волнуются. Поэтому возможность отправлять на конкурс видео спектакля, снятое в родной школе, имеет положительные стороны: не нужно везти нашу профессиональную ширму в Чернь или в Тулу, устанавливать ее там, да и волнение не так сказывается на игре наших актеров-кукольников. Но в этом случае ребята не могут сравнить свою работу с работой других коллективов, отметить недостатки , позаимствовать какие-то наработки. Тем более для нашего театра один из родителей изготовил и подарил нам ширму, которая собирается очень быстро. В прошедшем году наш театр ездил на выступление в Тульский ТЮЗ. Опыт, конечно, серьезный. Но, к сожалению, только один наш театр кукол был представлен на этом фестивале, поэтому ребятам сложно было оценить свои сильные и слабые стороны.

    На работа театра кукол в плане внеурочной деятельности школы выделяется 1 час, что недостаточно для оптимальной работы коллектива. Поэтому в 24-25 году мы планируем добавить еще 1 час . Одной из проблем нашего театра кукол является и отсутствие отдельного помещения для репетиций, для хранения декораций. Но театр живет, работает. В планах постановки новых спектаклей.

    В целом, можно отметить, что дети, занимающиеся в школьном театральном коллективе, приобретают положительный социальный опыт, развивают свои коммуникативные, интеллектуальные и социальные навыки, расширяют свое социальное пространство, воспитывают в себе чувство прекрасного и раскрывают свой творческий потенциал. Школьный театр образует тем самым особое пространство воспитательной деятельности, которое расширяет возможности воспитательной деятельности школы. Оно включает в себя и учеников, и учителей, создает между ними особые взаимоотношения, иногда в очень значительной и позитивной степени меняет личность обучающегося.




    Тема выпуска: 


    Организация проектной работы
    на уроке

                                        Педагогическим опытом делится
                                   учитель труда (технологии) 
                                 первой квалификационной категории

                                      Звербель В.А. 

    «Проект пробуждает у школьника интерес к познанию,
    помогает преодолеть скуку в процессе обучения
    и достичь более высоких результатов:
    предметных, метапредметных и личностных»

    Евгений Вяземский,
    автор  книги «История в проектах»

              Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у них целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект.

             Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым учеником старших классов ежегодно. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.

    Занимаясь проектной деятельностью, я считаю, что самое сложное для учителя в ходе проектирования — это роль независимого консультанта. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

    Из опыта работы по подготовке проектов я пришла к выводу, что учащимся трудно:

    — намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;                        

    — осуществлять и аргументировать выбор проекта; 

    — предусмотреть последствия выбора;

    — действовать самостоятельно (без подсказки);

    — сравнивать полученное с требуемым;

    — корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

    — объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования (модель или само изделие и проектную папку)

    Проектную деятельность учащихся я делю на три этапа: организационно-подготовительный, технологический и заключительный.

    На первом этапе ученики выбирают и обосновывают темы проектов, проводят мини-маркетинговые исследования, анализируют предстоящую деятельность, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, определяют цели проекта и решаемые задачи. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

    На втором этапе ребята выполняют технологические операции, указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты. Изготовление объекта проектирования ребенок начинает только при наличии конструкторской и технологической документации.

    На заключительном этапе провожу контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта перед всем классом. К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

    I. Выбор и обоснование темы проекта

    Выработка идей и вариантов

    II. Технология выполнения проекта

    Инструменты и материалы

    2.2 Организация рабочего места

    2.3 Техника безопасности

    2.4 Технологическая последовательность изготовления

    2.5 Экономическое и экологическое обоснование проекта

    Контроль качества

    Реклама

    Оценка изделия

    III. Заключение

    Пояснения к содержанию проекта

    Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся.

    Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умения проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

    В первой главе разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

    В технологической части проекта разрабатываю последовательность выполнения объекта

    В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята).

    Экологическая оценка проекта: обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

    Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся даю 7-10 минут.В своем выступлении ученик должен: рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии). К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

    После выступления присутствующие задают вопросы, высказывают свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

    Общая оценка: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

    При оценке работы учитываю правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

    При оценке изделия учитываю практическую направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

          При оценке пояснительной записки обращаю внимание на полноту раскрытия темы, оформление, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

    При оценке защиты творческого проекта учитываю аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов, качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

    Убеждена, что проектная деятельность - дело хорошее и интересное, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.

        В результате работы по организации проектной деятельности дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалеют ни времени, ни усилий на выполнение довольно сложных для них изделий.

     Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен.




    Тема выпуска: 

    Игровые педагогические технологии

    Педагогическим опытом делится
    учитель начальных классов  высшей категории Шумилина И.А.

    Бог слепил человека из глины,
    и у него остался неиспользованный кусок.

    - Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
    - Слепи мне счастье, - попросил человек.

    Ничего не ответил Бог, и только положил
    человеку в ладонь оставшийся кусочек глины...»
    и человек понял: что счастье в его руках
    .

    Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания

    Понятие«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения .

    Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

    * помогает снять чувство усталости;

    * раскрывает способности детей, их индивидуальность;

    * усиливает непроизвольное запоминание.

    Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо.

    1. «Логические концовки»

    Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

     учащиеся должны закончить  фразы:

    Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

    Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).

    Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

    Если правая рука справа, то левая... (слева).

    Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

    Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

    3. «Мальчики – Девочки»

    Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

    Описание: По щелчку на экране появляются шары разного цвета с примерами. 
    Задание: Если шар сиреневого  цвета, то ответ хором называют мальчики, если оранжевого – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если шар другого цвета, в классе тишина.

    1.  «Исправь ошибку»

    2.  «Получи слово»  поменяй буквы местами, чтобы получилось слово.

    родабо =  БОРОДА

    лотозо =золото

    ловаго =  голова

    ныбли =блины

    нарикфо =фонарик

    стикмо =  мостик

    зыкаму =  музыка

    сникле =  лесник

    лпакко =  колпак

    1.  Найди «Лишнее слово»

    - подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.

    Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

    Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

    Мир строит, а война ... (разрушает).

    Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

    Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

    Радость - свет, печаль - ... (тьма).

    Весна - осень, рассвет - ... (закат).

    2. «Буквенная  арифметика»

    Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

     1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …картофель
      2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …чернослив
      3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …товарищи
      4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …частушки
      5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …квартира
      6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …керосинка
      7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …коридор
      8) ЧАЩА – А + ОБА = …чащоба
      9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …шинель
    10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …ежевика
    11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …рельсы
    12) КОТ + ЁЛКА – КА = …котёл

    3. « Шарада»

     Первую букву в удивлении я восклицаю,

    Второй слог я с книжной полки снимаю,

    Когда же первый со вторым соединится,

    То получится мельчайшая частица.

    (Ответ:«А-том».)

     Мой первый слог - предлог,

    Во втором мы проживем все лето,

    А целое от нас и вас

    Давно уж ждет ответа.

    (Ответ:«За-дача».)

     Начало - голос птицы.

    Конец - на дне пруда,

    А целое в музее

    Найдете без труда.

    (Ответ:«Кар-тина».)

     Первый слог найдешь средь нот,

    А второе - бык несет.

    Хочешь целое найти,

    Так ищи его в пути.

    (Ответ:«До-рога».)

     «Игра в слова»

    Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте.

    Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    Усложняем наше задания.

    Мы с вами проведём еще одну игру
    «Создай слова»

    Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол).

    Сиквейн

     Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

    Дети.
    Прекрасные, озорные.
    Играют, шалят, радуют.
    Цветы нашей жизни.
    Радость.

    Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

    Тема выпуска: Создание ситуации успеха


    на уроках русского языка

    Педагогическим опытом делится
    учитель русского языка и литературы высшей категории Самсонова В.Б.

          Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же  он теряет интерес к учебе?

              К.Д.Ушинский  пришел  к  выводу,  что  только   успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении  знаниями.

    «Ребенок, никогда не познавший радости труда  в  учении,  не  переживший гордости от того,  что  трудности  преодолены,  теряет  желание  учиться».

                Многие современные педагоги высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. В их трудах говорится о создании  условий   для  развития   способностей   ребенка,   формирования   у    него    внутреннего психологического покоя и уверенности в своих  силах.

               Учитель должен создать  источник  внутренних  сил  ребенка,  рождающий энергию  для  преодоления  трудностей ,  желания  учиться, создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность   в  себе и внутреннее удовлетворение ;  он  должен  помнить  что  ребенку  необходимо

    помогать добиваться успеха в  учебной  деятельности .  А  для  этого  нужно

    создавать ситуации успеха.

               Тема,  связанная  с   созданием   ситуации   успеха,   не   могла   не

    заинтересовать и меня. За годы работы в школе я  поняла, что обучение  и  воспитание  будут  способствовать  развитию ребенка в том случае, если  у  него  возникнет  интерес  к  учению. Хочу рассказать, как в своей работе я пытаюсь смоделировать ситуацию успеха.

             Одна из составляющих ситуации успеха – создание у ребёнка мотивации, т.е. желания учиться. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

             Приучаю во время опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”Я уверен в том, что…, Я думаю, что…, По – моему мнению, …, По-моему…, Ответ на этот вопрос содержится в…  Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

             Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

             Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Практикую самоконтроль и взаимоконтроль. Дети очень любят побывать в роли учителя, очень принципиально оценивают друг друга, и это, конечно, придаёт им уверенности в собственных силах.

             Использую так называемый «Кредит доверия». В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. При нехватке времени на уроке и особой сложности задания спрашиваю класс: «Кто сделал или прочитал то-то?» Справились единицы, по глазам вижу, что ответили честно. Объявляю, что эти ученики получают «пятёрку» без проверки. Иногда отличную оценку ученик может получить за одно только долгожданное слово, сказанное как ответ на вопрос, который вызывает затруднение у класса. Конечно, такие приёмы можно использовать очень редко, как разовые.

              Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам любовное, разумное отношение к предмету?  Считаю, что этому способствуют различные творческие задания. Их очень любят дети. Постоянно пишем сочинения-миниатюры. Они развивают образное мышление, творческое воображение. Например, напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (по выбору): «Ветерок проснулся», «Улыбка солнечного луча», «После дождя». Постарайтесь, где это целесообразно, использовать слова в переносном значении. Дети очень любят сочинения на нестандартные темы: «Девушка (юноша) моей мечты», «Если бы я был директором школы…», «Что обозначачает моё имя и фамилия», «Прекрасный цветок…»  Мы с удовольствием придумываем загадки, сказки, былины, легенды, стихотворения. Все произведения начинающих мастеров слова представляются на выставке творческих работ, поэтому ребята оформляют их в виде книжек с иллюстрациями. Как правило,такие работы оценивается на «отлично».

    Не всегда работы детей совершенны, но в них я вижу стремление к созданию нового, что помогает моим ученикам самоутвердиться в глазах ровесников, даёт возможность проявить свои творческие способности в новых, незнакомых видах деятельности, увлекает их, меняет отношение к моим урокам.

    Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества образования. Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Вот некоторые примеры таких игр.

    Так, например, для лучшего усвоения темы «Имя существительное» (5 класс) использую игру «Пароль - задание». Ученики входят в класс на урок только после ответа на пароль – задание. Пароль придумывают сами дети. Он составляется по изученному материалу, объем которого объявляется заранее.

          Например, часовые  предлагают входящим такие задания:

    ·        назови все падежи;

    ·        назови падежные вопросы;

    ·        приведи пример существительных  I, II, III склонений.

             При разработке игр я стараюсь, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

         К примеру,  в игре «Будь внимательным!» я объясняю задание и читаю ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательными и отвечать хором.

         Итак, образуйте:

    а) множественное число - от единственного:

    дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;

    б) единственное число - от множественного:

    певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;

    в) женский род – от мужского:

    повар -  повариха, портной – портниха,  храбрец - … .

        Такие игры помогают быть внимательным, наблюдательным, тренируют грамотно писать и замечать орфограммы.

        Часто провожу игру «Орфографическое лото». Раздаю карточки, где написаны слова на трудные орфограммы. Выбираем ведущего, он называет номер фишки (например, №22). Ученик,  которому выпал этот номер,  выходит к доске, пишет слово и объясняет орфограмму.  Ребята учатся замечать места, где может спрятаться ошибка. Таким образом, развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас. Учащиеся коллективно делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение. Таких игр очень много в арсенале каждого учителя, и если вы используете их, значит работаете над созданием ситуации успеха.

    При работе над сочинением – описанием комнаты – на доске записываю глаголы: стоять, лежать, находиться, располагаться,  – а затем зачеркиваю их и говорю, что эти глаголы запрещено употреблять. Недоумение детей перерастает в поиск. Результат: “Нога утопает в ковре” (вместо ковер лежит), “С полки шкафа улыбаются книжки” и т.д.».

    Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, поэтому я всегда стараюсь подобрать интересный языковой материал. Так при изучении темы «О и е после шипящих предлагаю детям записать следующий диктант – шутку.

    Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника…

          А при изучении слов в прямом и переносном значении анализируем такие строки.

    КИСЛЫЕ СТИХИ

    Встало солнце кислое,
    Смотрит – небо скисло,
    В кислом небе кислое
    Облако повисло...

    И спешат несчастные
    Кислые прохожие
    И  едят ужасное
    кислое мороженое...

    Даже сахар кислый!
    Скисло все варенье!
    Потому что кислое
    Было настроение.

          Один из приёмов создания ситуации успеха особый приём, который методисты называют «Мозговая атака»

          Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект  атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае,  если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит ребят чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к  активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также ребята учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки прошу ребят  прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается  умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.)

         Разновидность «мозговой атаки» орфографическая дуэль, когда «дуэлянты» соревнуются между собой у доски, орфографический марафон на выявление самого грамотного, аукцион (кто последним назовёт языковое явление, например, пословицу - обобщенно-личное предложение), работа с лингвистическим тренажёром - кругом. Последний вид работы очень интересен. Класс задаёт ученику слова с изучаемой орфограммой. Отвечающий поворачивает стрелку тренажёра в тот или иной сектор круга, объясняя написание слова.

         Словарные эстафеты проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду. Таким образом реализуется групповая работа, которая сейчас очень модна.

         Групповая работа не только развивает коллективизм, но и стимулирует активность даже слабых учащихся. Ещё с 5 класса традиционным для нас стал устный зачёт после изучения каждого раздела. Пытаемся как-то разнообразить этот вид проверки знаний, придумываем разные формы. Ребята разбиваются на группы по три человека. Каждый имеет свою карточку с заданием. Выполнив задание, ученики обмениваются карточками. В результате каждый выполняет три карточки и повторяет несколько тем. Группа сильных учеников работает по индивидуальным карточкам.

        Устный зачёт может проводиться и в другой форме. Перед восьмиклассниками ставятся цели, которые будут решаться в совместной работе. Знакомлю учеников с системой оценки знаний на уроке-зачете: 5 человек, которые освобождены от зачета за отличную работу на текущих уроках по этой теме, самостоятельно оценивают выполненные задания своих одноклассников и заполняют лист учета знаний. Практикую также зачёт по билетам. На пятёрку ученик должен ответить на пять вопросов, на четвёрку – на четыре вопроса и т. д. Такая работа исключает неожиданности, стимулирует ученика.

        В старших классах действуют другие механизмы создания ситуации успеха. Многие ребята нацелены на получение основательных знаний, хороших оценок. Они знают, что только упорный труд будет по достоинству оценён. Я стараюсь использовать эту возрастную особенность, придумывая разноуровневые  и групповые задания.

        Практикую самостоятельное  изучение  темы. Учащиеся получают раздаточный материал. На нем один из пунктов правила, затем предложения с подробным анализом этого языкового явления и, наконец, упражнения «Проверь себя» с ключами. Аналогичная работа проводится по следующему пункту правила. Задача учителя координировать действия учащихся и помогать отстающим. В конце урока многие получают хорошие отметки.

        Проблема современного филолога – нежелание учащихся читать. На каникулы десятиклассники получили листы с заданиями по тексту «Война и мир». У каждого свой вариант. Чтобы справиться с заданиями, нужно обязательно прочитать текст романа. Работа такого типа не только дисциплинирует, но и создаёт ситуацию успеха.

        Большое подспорье для современного учителя – интернет. Желание старшеклассников работать с компьютером можно использовать во благо. Например, привлекая интернет-ресурсы, ребята легко выполняют задания подобного типа:

     Выберите верное объяснение лексического значения слова пацифизм.

    1) Мировоззрение, характеризующееся любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
    2) Реакционная политика наращивания вооружений и активизации военных приготовлений.
    3) Излишний формализм, чрезмерная строгость в соблюдении чего-либо.

        А создавая собственную презентацию, ученик не только систематизирует знания по лингвистической теме или по творчеству писателя, но и поднимает свой авторитет среди товарищей, ведь он  создал наглядный иллюстративный материал. Излишне говорить о том, что такая работа всегда гарантированно оценивается отличной оценкой, а значит налицо ситуация успеха.

        И в заключении хочется сказать о том, что при создании ситуации успеха должна поддерживаться постоянная обратная связь. Пусть ребята сами анализируют свою работу, расскажут, понравилась ли им та или иная форма проведения урока, творческое задание. Обязательно выясните, с каким настроением они уходят с урока, что чувствуют, о чем думают.




    Тема выпуска : Что такое творчество?

    Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/chto-takoie-tvorchiestvo.html

         Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная самой природой человека, обычно реализуется в течении всей жизни далеко не полностью.

          Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я» .Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Однако : не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и , уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

         Мы должны помочь ребёнку раскрыться, реализовать себя, показать свою индивидуальность, обрести возможность самовыражения. Этому могут послужить как отдельные педагогические приёмы, которые мы применяем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества,, не зависящие от специфики учебного предмета.

            Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интелектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но  и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

              Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приёмы.

    Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство

    удивления, новизны. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного.

    Творческий диктант по картине как один из видов, грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащегося.

    Подготовительный этап включает в себя:

    1. Беседу по картине;

    2. Прослушивание музыкальной пьесы;

    3. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками;

    4. Речевая подготовка, составление плана, подбор  рабочих материалов.

    В ходе подготовки учащиеся должны научиться:

    1. Пользоваться определёнными группами слов;
    2. Точно и правдиво, ярко описывать предметы с  помощью вводимых в текст слов и словосочетаний;

    3.   Овладеть навыками описания изображённого на картине;

    4.  Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме…

    Сам текст диктанта очень обедняет картину. Наша задача – распространить диктуемое за счёт определений, но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными. В дальнейшем же учащимся можно предложить написать сочинение – описание по картине. После такой подготовки сочинения ребят отличаются богатством содержания, образностью, выразительностью.

    Пятиклассники не только с интересом слушают лингвистические сказки, но и сами сочиняют их, своеобразно преломляя сухую теорию в живые волшебные рассказы.

    Например «Сказка о приставках Пре-  и Пр-»:

    В прекрасной стране, которая называется Грамматика, жили-были брат и сестра , Пре- и

    При-. Жили они, не тужили, но приставки – народ общительный, и отправились они искать друзей. Шли они, шли, перебрались через  три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Видят на четвёртой горе домик. Зашли друзья в избушку. Сидя там три колдуна. Говорит старший колдун: «Раз пришли в гости, отгадайте три загадки, тогда пустим». - «Хорошо», – послышалось в ответ. «Что вечно падает и никогда не разбивается? Что самое мягкое? Что самое жирное?» –хором спросили Чародеи.

    Пре-  стал пребледным, а При приоткрыла рот и сказала: «Э-э… Первое – водопад, второе

    - рука, а третье – земля». Колдуны очень удивились: «Ты умна, При-. Отныне у тебя будет много значений: присоединение, приближение, близость, неполнота действия. А ты, Пре-, будешь иметь только два  сходства: одно со словом "очень", другое с приставкой ПЕРЕ- ».Учинили колдуны тут пир горой  в честь гостей. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло,а в рот не попадало. Вам сказка, а мне – бубликов связка.»

    Или уроки по теме «Прямая речь».

    Работа проводится следующим образом. Под руководством учителя составляют таблицу с 5-ю графами:
    1. «Название сказки»;

    2. «Глаголы говорения, вводящие чужую речь»;

    3. «Слова передающие состояние говорящего»;

    4. «Предложения с ПР»;

    5. «Предложения с косвенной речью».

    Графы эти заполняют не сразу.

    Сначала дети читают и перечитывают сказки и заполняют 1-ю и 2-ю графы таблицы.

    Чтобы не перегружать учащихся, подготовительная работа ( а заполнение 1-3 колонок представляет собой именно подготовку к основной работе) может проходить постепенно. Так,

    2-ю графу учащиеся могут заполнить, например, при работе по теме: «Сказуемое» ( учитель подскажет, какие глаголы могут встретиться: сказал, спросил, ответил и т. д.). Для облегчения работы можно распределить сказки по рядам, вариантам, указать страницы книг, и т. д.

    3-ю колонку учащиеся заполняют при изучении темы: «Обстоятельство». На уроке учитель

    предлагает для анализа несколько примеров (сказал тихо, ответил печально), опираясь на которые дети выполняют задание.

    Название сказки

    Глаголы, передающие чужую речь

    Слова, передающие состояние говорящего

    Предложения с прямой речью

    Предложения с косвенной речью

    «Царевна-

    лягушка»

    Говорит, закричала, приказывает, спрашивает, просит

    Громким голосом

    «Здраствуй,- говорит,- добрый молодец.

    А медведь просит  его: «Не бей меня, Иван-царевич».

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане.»

    Говорит, молвит,

    отвечает, стал божиться

    Усмехнувшись,
     не шутя, печально громкогласно

    Мать с иконой чудотворной слёзы льёт и говорит: «Бог вас, дети, наградит».

    Князь печально отвечает: «Грусть – тоска меня съедает…»

    Князь пред нею стал божиться, что пора уже жениться…

    М.Ю. Лермонтов «Ашик – кериб»

    Запела, отвечала, кричал, сказал, говорит, спросил

    Сердито, плавно, грозно, улыбнулась, со смехом

    Тогда сестра его говорит матери: «Мать, я встану и отворю ему двери.»

    Она согласилась, но прибавила, что если в назначенный день он не вернётся…

    Во время изучения темы «Прямая речь» учащиеся выписывают в оставшиеся графы по 3-4

    примера предложений с прямой речью и предложения с косвенной речью. (Возможна работа попарно)

    В результате получается указанная выше таблица.

    После заполнения таблицы возможна работа по таким вопросам:

    -   В каких сказках слова, вводящие чужую речь разнообразнее? Есть ли похожие слова? В чём отличие глаголов в народных и авторских сказках?

             Следует обратить внимание учащихся на то, что в народных сказках глаголы передают обыденную речь. В авторских – глаголы разнообразнее, но и они способствуют созданию особого, «сказочного» духа.

    -  В каких сказках чаще встречаются слова, передающие эмоциональное состояние говоряще-

    го? Почему? (Закричал, завопил.)

    -  Сравните, каких предложений в сказках больше, с прямой речью или с косвенной речью?

    Чем бы вы это объяснили?

               -  Сделайте выводы об особенностях употребления прямой речи и косвенной в тесте и о функциях этих синтаксических конструкций в нашем языке.

    Мы должны подвести пятиклассников к мысли о том, что косвенная речь более уместна в

    кратких пересказах, в научной, официально-деловой речи, что злоупотребление этим способом

    уменьшает точность передачи чужой речи, снижает яркость, образность художественного текста.

    После этого проводится творческая работа.

    Напишите мини-сказку. Выберите стиль изложения («народный» или «авторский») и по-

    стройте текст в соответствии с отмеченными раньше особенностями.

    Сферы эмоций и воображения тесно взаимосвязаны.

    При изучении темы «Глагол» – предлагается следующая работа:

    На доску спрекцированы глаголы: шумит, звенит, шуршит по листьям,идёт, копает, мо-

    росит, накрапывает, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, прыгает, пляшет.

    • используя данную лексику написать сочинение-миниатюру:
    1. Летний дождь;
    2. Осенний дождь;
    3. Весенний дождь.

    Работа выполняется под музыку П.И. Чайковского «Времена года».

    Или урок – путешествие (из опыта работы в творческой мастерской).

    Жизнь – радуга

    Цели урока: научить исследовать, анализировать, логически мыслить…, воспитание гармонического состояния личности, открытие себя, своего отношения к себе и другим, понимания самого себя и своего предназначения – творить добро.

    Девиз урока: «Все дети способны».

    Построение самого урока в форме диалога «учитель – ученик» на основании ведущих принципов: свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.

    Перед каждым учеником на парте чистый лист бумаги ( листок древа мудрости), цветные

    карандаши.

    В самом верху красиво пишут своё имя, раскрашивают его в любимый цвет.

    Затем идёт работа ассоциативная, учитель даёт образы - ученики записывают цвет, какой

    они представили.

    Работа со словом радуга, затем дети рисуют радугу, какой они её представляют. Записывают в столбик слова, обозначающие, что такое радуга, что представляют, когда звучит слово «радуга».

    Читаются записи. В ходе обсуждения на доске появляются записи. Ученики дописывают в

    свои работы слова:

    радуга кожзгсф (цвета радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,  голубой, синий, фиолетовый)

    чудо радость

    красота коромысло

    разноцветная пёстрая

    жизнь свет

    Учащиеся определяют главное слово жизнь

    Под музыку дети зажмуривают глаза, заглядывают в себя. Какого цвета мои глаза? Какой

    я? Каким я себя чувствую? И записывают «я» (всё о своём «я»).

    Вслух зачитываются записи. В ходе обсуждения возможны дополнения.

    Следующий этап урока – искренние ответы на поставленные вопросы:

    1. Что я люблю в себе?
    2. Какое у меня чаще настроение?
    3. Свет в моей жизни?
    4. Для чего я живу на свете? И т. д.

    Какой из вопросов оказался трудным? Обсуждение.

    Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Для чего человек живёт на свете?»

    Ребята закрывают глаза. Представляют себе большую зелёную поляну, посреди – большой

    развесистый дуб, под дубом – мудрец.

    Открыв глаза видят на доске дуб.  Задайте любой вопрос мудрецу.  Записывают его на листочке древа мудрости. На первые парты передаются листочки и прикрепляются к дубу. Вместе пробуем ответить на вопросы.

    В конце урока – небольшое сочинение (6-8 предложений).

    При изучении связи слов в словосочетании ребята 8 класса,   составляли кроссворды, рисовали портреты словосочетаний, писали грамматические сказки.

    1. В чём смысл жизни Согласования.
    2. Кем управляет Управление.
    3. К кому примыкает Примыкание.

    И в итоге – праздник Словосочетания.

    Из жизни словосочетаний.

    Жили-были, не тужили, участвовали в синтаксической жизни всем помогали удивительно трудолюбивые и миролюбивые единицы языка – Словосочетания.  Были они небольшие, очень подвижные, легко помогающие всем словам находить общий язык. И на всё они шли ради этого, всё знали и умели: там падеж изменить, окончания подправить, там нужный предлог подобрать, а там и вовсе в значение вникнуть. Не лёгкое это дело. Чуть зазеваешься – грамматическая ошибка, а то и речевая. Помнишь известное: У рыбов нет зубов; У рыбей нет зубей; У рыб нет зуб. А дело-то всё в незнании падежных форм. И этот канцеляризм тебе встречался: Выполнить согласно приказа. На лицо незнание, на какой падеж указывает предлог. Как часто мы по незнанию разрушаем фразеологизмы, и тогда у нас всё играет значение или имеет роль. На секунду отвернёшься, и словосочетание тут же разрушаются, просто распадаются на глазах. Вот и просят они нас читателей: «Побольше читай, вглядывайся в литературный текст, учись правильно соединять слова, а уж мы поможем предложение составить.»

    Ребята должны перевести её на язык науки.

               Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

    Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у детей самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества.

    Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/chto-takoie-tvorchiestvo.html

    Выпуск подготовила Любомудрова С.Н.

       Тема выпуска -  "Ещё раз о ЗОЖ"

            

        Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.  Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

          К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

    • Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни:

    –     Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
    -   Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
    - Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);
    -  Разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
    -  Рациональное питание.

    • Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    - умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
    - владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
    - постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
    - самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

    Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением,                пьянством, наркоманией, токсикоманией -- важное и абсолютно обязательное
    условие естественного и нормального ЗОЖ  человека.

    По материалам статьи  https://infourok.ru/metodicheskiy-byulleten-na-temu-zdoroviy-obraz-zhizni-fizicheskogo-vospitaniya-859384.html



       

       

    «Моя правая рука тяжелеет...»: что такое аутогенная тренировка?

    Как мы поступаем, когда испытываем неприятные эмоции или ощущения, с которыми не можем справиться? Что предпринимаем, когда каждый следующий день такой же, как предыдущий, наполненный безрадостными или раздражающими событиями?

    Как мы поступаем, когда испытываем неприятные эмоции или ощущения, с которыми не можем справиться? Что предпринимаем, когда каждый следующий день такой же, как предыдущий, наполненный безрадостными или раздражающими событиями?

    Обычно продолжаем двигаться дальше, «берём себя в руки» по совету ближайшего окружения, и так продолжается до момента, когда уже совсем нет сил бороться, а все варианты налаживания жизни испробованы. Некоторые в этом случае обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам (хотя это далеко не самый распространённый вариант!), другие предпочитают разбираться самостоятельно, потому что искренне верят в то, что человек способен исцелить себя сам как от физических, так и от душевных недугов.

    Спорт, сон, слёзы, переключение внимания, рационализация, медитация, молитва – арсенал методов психологической саморегуляции довольно широк.

    Одним из простых и эффективных способов автономного восстановления эмоционального состояния, борьбы с негативными мыслями и усталостью специалисты признают аутотрениг.

    Немного истории

    Хотя авторство метода аутогенной тренировки приписывают немецкому врачу Иоганну Шульцу, о влиянии самовнушения на некоторые непроизвольные функции организма человека и о применении самовнушения в лечении некоторых психических расстройств упоминалось в публикациях русских учёных И. Тарханова, В. Бехтерева и Я. Боткина уже в конце 19 века.   Познакомившись с этими работами, Шульц, увлекавшийся в то время гипнозом, отметил интересный факт - самогипноз, который применяли некоторые пациенты, нередко был намного эффективнее его профессиональной методики, соответствовавшей всем канонам этого времени.

    С помощью специальных фраз самовнушения,
    проговариваемых самому себе, человек
    способен регулировать своё настроение

    Кроме того, он отследил общность ощущений, возникающих у людей в состоянии гипноза с ощущениями, которые появляются при самостоятельном выполнении некоторых упражнений йоги. Гипноз и йога стали основой разработанного им в 1932 году метода саморегуляции, ныне известного как аутогенная тренировка по Шульцу.                                                     

                                                                                                                                                                 Иоганн Шульц

    Польза аутогенных тренировок для нервной системы

    Аутогенная тренировка является релаксационной техникой и состоит из ряда приёмов. С помощью специальных фраз самовнушения, проговариваемых самому себе, человек способен регулировать своё настроение, восстанавливать сон и трудоспособность при физическом и нервном истощении. Человек, практикующий аутотренинг, испытывает приятные ощущения тепла во всем теле, тяжесть в руках и ногах, а его сознание расслабляется и проясняется.

    Победители, неудачники или «золотая середина». Что оставил нам Эрик Берн? 
    Психоанализ Зигмунда Фрейда: от первых шагов до наших дней 
    Смех – дело серьёзное! Кому поможет весёлое лекарство? 

        Представляя собой систему тренировки процессов возбуждения и торможения в нервной системе, данный метод приводит к их уравновешиванию, а также повышению уровня приспособляемости организма к воздействию внешних раздражителей, улучшению памяти, внимания, мышления.

    Сущность и принципы аутогенной тренировки

    В основе аутогенной тренировки лежит эффект расслабления, достигаемый за счёт обучения приёмам релаксации мышц и развития навыков ощущения тепла и холода в теле.

    Шульц разработал две ступени аутогенной тренировки, первая из которых наиболее известна и часто используема в широких кругах. Важными принципами во время занятий аутогенной тренировкой считают очередность в проведении низшей (первой) и высшей (второй) ступеней, а также сохранение чёткой последовательности приёмов.

            Как это делается

    Занятия по аутогенной тренировке проводятся в трёх основных позах: лёжа, полулёжа и в позе кучера.
    На первом этапе троекратно проговариваются определённые формулировки самовнушения, направленные на концентрацию внимания на определённую часть тела и достижение таких эффектов, как:

    - ощущения тяжести в конечностях («моя рука/нога тяжелеет»);
    - чувства тепла в конечностях («моя рука/нога теплеет»)
    - ощущения тепла в области сердца;
    - концентрации на дыхании, способности чувствовать движение воздуха по лёгким;
    - чувства тепла в области живота, зоне солнечного сплетения;
    - ощущения прохлады лба.
    На освоение каждой формулировки первого этапа Шульц отводил две недели. В большинстве современных модификаций это время сокращается до 7–8 дней. Проводить аутотренинг рекомендовано 2–3 раза в день.

    Внушение влияет на психофизиологию мозга,
    заставляя его концентрироваться на цели

    Важно помнить, что первоначальные инструкции к выполнению упражнений должен давать профессиональный инструктор, который сможет проконтролировать глубину погружения в состояние транса. В дальнейшем упражнения следует осваивать самостоятельно.

    Аутогенная тренировка как метод саморегуляции применяется для профилактики и коррекции расстройств эмоционального и физического состояния в различных сферах жизни (учёба, работа, отношения). Внушение влияет на психофизиологию мозга, заставляя его концентрироваться на цели и предотвращая разрушительное действие стресса.

    Владея приёмами аутотренига, можно легко снимать физическое и психическое напряжение, и находиться в гармонии при любых обстоятельствах.

    Автор: Севиля Ибраимова

    https://vld.mrtexpert.ru/articles/918




                                 
     

    Выпуск подготовила Ермакова Г.В.

       

    200-летию замечательного педагога К.Д.Ушинского

    «До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым».

    ***


    3 марта К.Д. Ушинскому исполнилось  200 лет. Мы с вами до сих пор пользуемся его наследием! Но не все знают, что он не только педагог и новатор, но и то, что он писал философские сказки. Да такие, что они понятны даже самым маленьким ребятам. Мы разделили методические материалы для более старших (3-4 классы) и более младших детей (1-2 классы).  Вы можете познакомиться со всеми материалами, выбрать те, которые, на Ваш взгляд, будут наиболее интересны Вашему классу и скомпоновать их так, как Вам необходимо.
                                                                          Желаем увлекательного путешествия в историю нашей страны!

    Ссылки на диафильмы

    Утренние лучи - https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/49917#page/5/mode/1up Ушинский – детям - https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/38745#page/0/mode/1up Петух и собака - https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/52354#page/0/mode/1up

    ***-

    Наше всё

    Соотнесение Года педагога и наставника и юбилея К.Д.Ушинского глубоко правомерно и символично в контексте тех социально-политических и образовательных событий, которые происходят в нашей стране в настоящее время. Действительно, редко бывает, чтобы так органично, а не искусственно сплелись и соединились несколько актуальных и судьбоносных тенденций.

    Год педагога и наставника обусловлен тем, что общество постепенно приходит к осознанию: служение учителя бесценно. Настоящий педагог и подлинный наставник вкладывают в свой каждодневный труд не только знания, но и душу. Педагог в дословном переводе с греческого осуществляет «детоводительство» по жизни. А «наставник» вообще очень глубинное слово, в православной религии он выполнял важнейшую роль: пристально вглядываясь в личность, наставлял чадо на крестный путь и этим способствовал спасению его бессмертной души.

    Вместе с тем в настоящее время разворачивается сложный процесс формирования новой стратегии развития российского образования.

    Современная образовательная политика по нарастающей базируется на двух магистральных взаимосвязанных и взаимообусловленных социально-политических тенденциях: последовательной девестернизации российского образования и педагогической науки; действенной суверенизации системы российского образования на национально-патриотической основе.

    Перед отечественным педагогическим сообществом, как никогда ранее, остро встала задача осуществления самоидентификации российского образования и отечественной педагогической науки в глобальном образовательном пространстве. Эти феномены нельзя рассматривать вне жестких исторических вызовов и угроз, определяющих способы сохранения, сплочения и модернизации потенциала российского образования, в том числе и мобилизационные. Они очень востребованы в условиях навязанной нашему государству геополитической конфронтации. Более того, современное образование – это нравственный, духовный бастион государства Российского, против которого сейчас ведется широкомасштабная война. Читать далее...

    ***

    О значении Родного языка…

       9 ноября 2022 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” № 809.

    Настоящим Указом, вступившем в силу со дня его подписания, утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

    В документе говорится: “Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала”. Читать далее...

    ***

    Выпуск подготовила ЕрмаковаГ.В..

    Методические приемы, используемые на различных этапах современного урока

    По материалам статьи Париновой Е.Е.,
    м
    https://multiurok.ru/files/metodicheskii-biulleten-metodicheskie-priemy-ispol.html

                                     

    Выпуск подготовила Ермакова Г.В.

                                 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА 
                                                       (БЛОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ "ШКОЛЬНЫЙ УРОК")

    Теоретические основы воспитательной работы на уроках      
    Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи

    Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
    1.   Использование воспитательных возможностей организации урока.
    2.   Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.
     
     Урок - не только основная форма обучения, но и сфера, в которой происходит школьное воспитание.

    Реализация воспитательного потенциала учебного занятия

    «Образование без воспитания – меч в руках безумца»
    Платон

    В докладе представлены материалы по следующим вопросам:

     Воспитательные требования к уроку
     Возможности  воспитательного  потенциала  урока
    Условия  реализации воспитательного потенциала содержания учебных программ
    Проектирование воспитательной задачи урока
    Воспитывающий потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения     
    Воспитательный аспект урока
    Возможные формулировки воспитательных целей урока
                                               и еще многое другое по теме воспиатания  на уроке.


                                                                                                                                 

    Карта анализа воспитательного потенциала урока

    https://infourok.ru/karta-analiza-uroka-vospitatelniy-potencial-uroka-2478092.html

    Ф.И.О. учителя_____________________________________________________________Класс_______________

    Дата посещения ________________________                          Предмет____________________________________ 

    Тема урока___________________________________________________________________________________________________________________

               Критерии

    Аспекты

    0

    1

    2

    Балл

    Воспитательная цель урока

    Не поставлена

    Заявлена в конспекте урока либо поставлена учителем во время урока

    Сформулирована учащимися  совместно с учителем

    Содержание урока подобрано

    Вне связи с воспитательной целью

    Не значимо для личности учащихся и учителя, либо значимо для одного из них

    С учетом воспитательной цели, значимо для личности учащихся и учителя.

    Реализация профессиональных качеств учителя

    1. Умение мотивировать учащихся.

    Учащиеся пассивны на уроке, не проявляют интереса к учебному процессу. Учитель не реагирует на данную ситуацию.

    Отдельные учащиеся работают активно на уроке. Учитель пытается заинтересовать только часть детей.

    Высокая познавательная активность всех учащихся на уроке.

    2. Умение слушать учащихся.

    Учитель невнимателен к ответам учащихся, отвлекается, формально слушает учащихся.

    Учитель, перебивая ученика, сам отвечает на поставленный вопрос, либо прерывает учащегося, уловив суть ответа.

    Учитель внимательно выслушивает каждого ученика до конца ответа.

    3. Тактичность.

    Неуважительное отношение к учащимся (бестактные высказывания, грубость, оскорбление).

    Некорректен к отдельным учащимся, в зависимости от ситуации, допускает саркастические замечания.

    Тактичен, уважителен и вежлив к учащимся в любой ситуации

    4. Опора на положительные качества личности учащихся.

    Учитель не опирается в работе на положительные качества личности учащегося.

    Опирается на положительные качества отдельных учащихся в определенных ситуациях.

    Учитель видит положительные качества личности учащихся и, опираясь на них, достигать воспитательной цели урока.

    5. Доброжелательность.

    Недоброжелателен к учащимся либо доброжелателен с отдельными учащимися

    Доброжелателен с учащимися в отдельных ситуациях.

    Доброжелателен со всеми учащимися независимо от ситуации

    6. Эмоциональность.

    Мимика жесты отсутствуют. Сухость, безликость подачи материала.

    Невыразительное ведение урока, либо излишняя жестикуляция, мимика.

    Учитель выражает собственное эмоциональное отношение к уроку. Жестикуляция, мимика образная, выразительная.

    7. Эмоциональная устойчивость учителя.

    Срыв на крик, грубость, раздражительность.

    Нервозность, внутренняя неуверенность. Частичное умение управлять критической ситуацией.

     Адекватное поведение в критической ситуации, управление ситуацией, умение использовать юмор.

    8.Умение видеть  учащегося в кол-ве.

    Видит учащихся в целом, но не видит каждого. Коллектив как «серая масса».

    Видит отдельную группу активных или неактивных учащихся.

    Видит каждого ученика как личность и уделяет внимание каждому.

    9. Культура речи.

    Использование сленга. Недостаточное владение профессиональной лексикой. Речь нелогична, прерывиста, в речи присутствуют «слова-паразиты». Замена профессиональных терминов «бытовыми» словами и оборотами. Учитель допускает неправильное или нечеткое произношение слов.

    Речь учителя логична, соответствует нормам, но не хватает яркости и образности.

    Соответствует литературным нормам языка. Учитель владеет аудиторией, приемами ораторского искусства

    Обеспечение условий для самореализации учащихся

    1. Педагогическая поддержка.

    Ответы учащихся учитель не слушает (не вникает), занимается  посторонними делами, не поддерживает личностный рост уч-ся, его успехи, не видит личностные проблемы каждого.

    Авторитарное обращение к ученикам ("субъект-объектные отношения"), высокомерное отношение.

    Учитель слушает ответы только отдельных учащихся (активной части учащихся), видит проблемы детей, но не оказывает помощь. Пытается дифференцированно подходить к учащимся, но не целесообразно.

    Уважительно обращается только к отдельным ученикам (по каким- либо причинам)

    Учитель старается вовлечь в работу всех учащихся и создать ситуацию успеха, поддержать их. Отношения с учащимися доверительные, уважительные, требовательные и справедливые, педагог воспитывает отношение понимания чужого мнения,  анализирует и обсуждает ответы. Дифференцированный подход к учащимся. Демократичное обращение учителя к ученику ("субъект -субъектные" отношения), видит в детях личность, ровное отношение ко всем, не выделяет отдельных учащихся.

    2. Эмоциональный комфорт «ученик-учитель».

    Чувствуется эмоциональная напряженность, тревожность. Учащиеся боятся критики учителя в случае неправильного ответа. Отсутствует контакт «ученик-учитель».

    Происходит контакт с отдельными учащимися, остальные не воспринимают учителя (боятся, грубят, допускают негативные высказывания в адрес учителя).

    Большинство учащихся работают на уроке, учитель верит в большие возможности каждого ученика, большинству детей комфортно и уютно на уроке. Учащиеся отвечают и рассуждают смело, уверенны в себе, зная, что, если будут не правы, их без сарказма исправят. Чувствуется эмоциональная поддержка.

    3. Эмоциональный комфорт «ученик-ученик».

    Обстановка эмоционально неустойчива (ученики друг друга могут обозвать, не слушают ответы товарищей, нет чувства сопереживания, зависть и агрессия открыто выраженные). Либо ученики создают видимость того, что слушают ответы одноклассников, но не вникают в них. Зависть, агрессия в скрытой форме.

    Ученики относятся положительно только к отдельным своим одноклассникам (возможно, к лидерам). Учащиеся,  в основном, относятся положительно к успехам своих одноклассников, к неудачам – с сочувствием.

    Обстановка эмоционально устойчива, сформированы чувства гуманности, сочувствия, сострадания, сопереживания.

    4. Поощрение учеников за конкретную работу

    Работа учащихся на уроке никак не поощряется.

    Поощряется работа только "сильных" учащихся, всегда активно работающих, работа "слабых" остается без внимания, присутствует субъективизм при оценке.

    Конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; учитель подводит итог работы  на уроке, применяя различные формы поощрения; учитель умеет оценить и обосновать оценку.

    ИТОГО

    Воспитательный потенциал урока:     высокий – 25-30 б.,     достаточный – 20-24 б.,     удовлетворительный – 15-20 б.,         низкий – 14б. и менее

    Анализ провела                                       зам.директора по ВР

    Замечания и предложения

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Выпуск подготовила Ермакова Г.В.

    Особенности организации и проведения урока в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
    •    анализировать свои действия;
    •    самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 
    •    отличаться мобильностью;
    •    быть способными к сотрудничеству;
    •    обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
    Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
    Какие требования предъявляются к современному уроку:
    •    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    •    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    •    вывод делают сами учащиеся;
    •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    •    времясбережение и здоровьесбережение;
    •    в центре внимания урока — дети;
    •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    •    умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    •    планирование обратной связи;
    •    урок должен быть добрым.

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    1. Урок изучения нового.
    Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
    2. Урок закрепления знаний.
    Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
    3. Урок комплексного применения знаний.
    Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
    4. Урок обобщения и систематизации знаний.
    Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
    Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыкамим

    ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично — запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

    • возраста ребенка;
    • специфики учебного предмета;
    • меры сформированности УУД учащихся.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    • предъявить противоречивые факты, теории;
    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

    Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

    Предмет изменений

    Традиционная деятельность учителя

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

     

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

     

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель деятельности учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    • по поиску и обработке информации;

    • обобщению способов действия;

    • постановке учебной задачи и т. д.

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    -

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Образовательная среда

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся.

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов          

    Результаты обучения

    Предметные результаты
    Нет портфолио обучающегося
    Основная оценка — оценка учителя
    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

     

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Создание портфолио

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике